О проекте

RegTorg.Ru - сеть региональных бизнес порталов позволяющая осуществлять поиск бизнес партнеров, размещать, покупать и продавать свои товары и услуги, публиковать и узнавать цены, обмениваться деловыми предложениями.

Главные новости дня

Читайте главные новости дня, экономики, бизнеса, общества.

Аналитики: россияне стали более охотно копить на старость и образование
Аналитики: россияне стали более охотно копить на старость и образование

Около трети россиян имеют накопления, пишет РБК, ссылаясь на исследование Аналитического центра НАФИ.Средняя сумма, ...

Росстат назвал регионы с самым высоким уровнем безработицы
Росстат назвал регионы с самым высоким уровнем безработицы

Республики Ингушетия, Чечня и Северная Осетия-Алания вошли в список регионов России с самым высоким уровнем безработицы, ...

Положенными по закону льготами не пользуются более 35% семей в РФ – опрос

В России более 35% семей с детьми не пользуются льготами, которые положены им по закону. Такие результаты показал опрос ...

Все новости

Импортоопережение: что же значит сей термин диковинный?

Импортоопережение: что же значит сей термин диковинный?
14 октября 2015

По мнению «сибирских сказителей» из КВН, сей термин диковинный ещё ничего не означает - «пока только слово придумали».


Но его уже, как мантру, повторяют чиновники, политики, аналитики, производственники и аграрии.

А у отечественных разработчиков меж тем родилось слово более прорывное - «импортоопережение».

Переходим на своё

«Наши учёные занимаются разработками, направленными даже не столько на импортозамещение подчас устаревших продуктов и технологий, которые продавали нам, сколько на импортоопережение», - говорит гендиректор Объединённого центра исследований и разработок НК «Роснефть» (РН-ЦИР) Дмитрий Пономарёв.

Большинство видов масел выпускают отечественные производители из российского же сырья. Однако многие компоненты и присадки, применяющиеся в основном для премиальных (в первую очередь синтетических базовых) масел, закупаются за рубежом.

Нефть, прежде чем станет маслом, должна пройти переработку и этапы очистки. И то, и другое делается с помощью катализаторов. А они-то в большинстве своём импортные и дорогие.

При этом нам действительно продают то, что разработано много лет назад, и только с большой натяжкой попадает в категорию современных продуктов и технологий. То же можно сказать и о других нефтепродуктах, даже бензине.

Однако у крупнейшей российской нефтяной компании уже есть собственные катализаторы. Переход её заводов на выпуск бензинов стандарта «Евро-5», который происходит сейчас, - это одновременно и переход на отечественные технологии их производства.

В РН-ЦИР разработаны катализаторы и для получения базовых масел, в том числе высокоиндексных. Помимо низкой себестоимости и технологических удобств (не нужны очень высокие температуры) наши масла, в отличие от многих зарубежных, смогут работать в диапазоне температур от -70°С до +250°С.

А значит, обширная арктическая программа «Роснефти» не увязнет в загустевшем на морозе масле. Разработкой этих технологий в центре успешно занимаются лаборатории д. т. н.

Игоря Арутюнова и к. т. н. Светланы Заглядовой.

«Помимо синтетических масел продолжаем заниматься минеральными, в том числе белыми высокой степени очистки.

Их используют в текстильной, пищевой, медицинской промышленности и ветеринарии. Летом мы получили заключение, что они по физико-химическим и иммунологическим показателям превосходят импортные аналоги. Это важно для производства на их основе биопрепаратов, в частности вакцин», - продолжает гендиректор.

Пуля увязнет, кислота не съест

Самый, пожалуй, впечатляющий пример импортоопережения - это зелёный порошок, который держит в руках д. х.

н. Наталья Беспалова, завлабораторией каталитических превращений олефинов. Это тоже катализатор - металлокомплексный. «Сейчас не все фракции нефтехимических производств используются полностью и эффективно.

Мы же разработали технологию их использования для производства полимеров, которые по своим характеристикам превосходят многие известные пластики, в том числе на основе эпоксидных смол», - объясняет она.

Тем самым учёные создали совершенно новый класс полимеров - по сути, материал будущего. В его основе вещество с труднопроизносимым названием: полидициклопентадиен. Но можно не выговаривать, а посмотреть и пощупать, как он выглядит в реальности.

Прозрачные и непрозрачные пластины жёлтого, чёрного, других цветов, в зависимости от того, какие композиты добавлены - с угле- или стеклонаполнителем. Лёгкие, но очень прочные, не теряют своих свойств в температурном диапазоне от -60°С до +300°С, устойчивы к воздействию кислот, щелочей, влагостойки. А это значит, что их можно использовать в машино- и судостроении, в авиа- и космической промышленности, где пластик в последнее время активно вытесняет металл, а также нефтегазовой отрасли для производства, к примеру, труб.

Ещё одна их особенность - высокая ударная вязкость. Что это значит? Пуля застревает в материале.

То есть даже для бронежилетов и брони автомобилей он подойдёт. К тому же это экологически безопасный пластик. 250 г катализатора, защищённого российскими и международными патентами, достаточно, чтобы получить 5-6 т полимерных изделий.

В лаборатории газохимии, возглавляемой к. х.

н. Михаилом Михайловым, другая установка - на ней получают нефть. Из... газа.

Причём в центре разработали технологии и катализаторы для двух типов таких установок: крупнотоннажных - для больших заводов, где можно перерабатывать природный газ, и в компактном исполнении - для работы на месторождениях, где излишки попутного нефтяного газа остаются даже после использования его для обогрева и обеспечения технологических процессов. Сейчас уже идёт проектирование такой опытно-промышленной установки на одном из заводов «Роснефти».

В лаборатории же работает завод в миниатюре. Здесь получают как жидкие, так и твёрдые синтетические углеводороды. Продукция мини-завода - на столе рядом.

Колба с прозрачной жидкостью - это высококачественная синтетическая нефть, в ней нет серы, асфальтенов и смол. А контейнер заполнен чем-то белым, напоминающим парафин.

Оказывается, это... дизель, точнее, дизельная фракция. В ней содержится до 70% чистейшего топлива, которое можно получить с помощью катализаторов.

Вот такие чудесные превращения происходят там, где нацелены на то самое импортоопережение.


Курсы валют

на 21 декабря 2024

USD ЦБ 102.34 -1,08
EUR ЦБ 106.54 -1,41