ООмск
ООмск
Наверх
О проекте RegTorg.Ru - сеть региональных бизнес порталов позволяющая осуществлять поиск бизнес партнеров, размещать, покупать и продавать свои товары и услуги, публиковать и узнавать цены, обмениваться деловыми предложениями.
Главные новости дня Читайте главные новости дня, экономики, бизнеса, общества. Около трети россиян имеют накопления, пишет РБК, ссылаясь на исследование Аналитического центра НАФИ.Средняя сумма, ... Республики Ингушетия, Чечня и Северная Осетия-Алания вошли в список регионов России с самым высоким уровнем безработицы, ...
Положенными по закону льготами не пользуются более 35% семей в РФ – опрос
В России более 35% семей с детьми не пользуются льготами, которые положены им по закону. Такие результаты показал опрос ... |
Удар мимо цели? Ожидания Запада и реальные потери России от санкций4 декабря 2014
Рубрика: Бизнес и деньги
140 млрд долл. в год наша страна теряет из-за санкций и падения цен на нефть, посчитали в Минфине. Владислав Иноземцев, д. э. н., директор Центра исследований постиндустриального общества, профессор НИУ «Высшая школа экономики»: Бывало больнее Санкции как инструмент подрыва экономики той или иной страны могут быть очень эффективными. В Ираке - где ООН ввела санкции в 1990 г. после вторжения С. Хусейна в Кувейт - они вызвали жёсткий дефицит потребительских товаров и 20-кратный рост цен. Практически то же самое было в Ливии (1992 г.), в Югославии (1992 г.). Санкции ООН вводились также против Южной Родезии (1966-1979 гг.) и ЮАР (1977-1994 гг.) - из-за режима апартеида. Во всех пяти случаях дело закончилось сменой политического режима. Известны случаи замораживания зарубежных активов других «провинившихся» стран - Ирана, КНДР, Кот д Ивуара, Либерии, Сомали, Эритреи и др. Впрочем, никакие меры со стороны ООН России не грозят - хотя бы по причине нашего права вето в Совбезе этой организации. Нынешние антироссийские санкции несравнимы и с ситуацией 95-летней давности, когда 10 октября 1919 г. Совет Антанты принял решение о полной блокаде Советской России. Запрещались любые торговые отношения, не говоря уже о кредитах. Окончательно блокаду сняли только в 1925 г. Подчеркну: это была именно блокада, дополнявшаяся военной интервенцией. Сейчас ситуация другая. Нам не угрожает полная блокада со стороны даже одного государства - вроде той, что в 1960-1962 гг. США ввели против Кубы, объявив о бойкоте всего её экспорта и аресте её активов. Вред или польза? Западные страны не вводят запрет на покупку товаров в нашей стране. Думаю, и впредь подобных ограничений мы не увидим - за исключением продукции узкого круга компаний. Радикальных ударов - типа запрета на покупку нефти или отключения от системы банковских переводов SWIFT (подобные меры были с успехом применены к Ирану, заставив его пойти на уступки) - не случится. Санкции едва ли подорвут стабильность политической системы РФ (на что рассчитывает Запад). Но за неуступчивость Россия заплатит спадом инвестиций (придётся вернуть кредиторам около 140 млрд долл. только в 2015 г., без возможности рефинансировать их из внешних источников); ростом процентных ставок по кредитам; отсутствием перспектив роста добычи нефти и газа (зависимость от поставок зарубежного оборудования для разработки месторождений - 70-100%); срывом ряда планов в области производства вооружений и космических аппаратов (доля импортных комплектующих в российских спутниках связи - свыше 60%). Сегодня наши предприятия имеют в 1,4 раза больше кредитов от иностранных банков, чем от отечественных. Эмиссия рубля в такой ситуации приведёт только к росту курса доллара: валюту будут покупать для возврата долгов. Россия - не СССР, в советское время объём внешней торговли составлял 3-3,5% ВВП, а сейчас - более 40%. Прямым следствием санкций в 2015 г. станет увеличение оттока капитала. Одновременно на обеспечение потребностей крупных компаний, которые не могут занять денег за рубежом, будут потрачены значительные резервы. Фонд национального благосостояния будет вложен в не способные принести отдачу проекты - вроде БАМа и скоростных железных дорог. По мере исчерпания резервов государство, возможно, начнёт сокращать социальные обязательства. Растущие цены на импортные товары подстегнут и цены на их отечественные аналоги. Но, может, хоть в чём-то санкции пойдут нам на пользу? Например, мы осознаем, что пора развивать своё сельское хозяйство? Увы, для этого весь мир должен был бы ввести эмбарго на поставку нам продовольствия, а пока европейское и австралийское мясо всего лишь заменяется латиноамериканским. Чтобы мы занялись производством своих компьютеров или мобильных телефонов, необходимо полное прекращение поставок этих товаров в страну, чего никогда не случится. Запад не будет вводить такие меры, которые заставят Россию провести индустриализацию: мы нужны ему именно как сырьевой придаток, и побуждать нас меняться никто не заинтересован. С другой стороны, сама Россия уже десятилетиями идёт по пути «демобилизации»: мы не готовы «напрягаться» ради достижения отдалённых целей. Когда в 1989 г. Запад ограничил торговлю и обмен технологиями с Китаем, КНР уже десять лет как проводила рыночные реформы, воспитав в народе чёткую увязку труда и результата и при этом быстро либерализуя хозяйственную жизнь. У нас 25 лет зарплаты росли быстрее производительности труда, а торговля - быстрее промышленности, и при этом государство всемерно ограничивало возможности для бизнеса. Кто будет в такой ситуации рвать на себе рубаху? Никто. Санкции, по сути, закрепляют тот курс, который был до них принят. Но в Китае это был курс на индустриализацию и завоевание рынков для своих промышленных товаров, а у нас - на превращение в «энергетическую сверхдержаву» и максимальный отказ от производства собственных товаров и технологий. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции Источник: Аргументы и Факты online
|